Речевая гостиная учителя-логопеда Салимовой Ольги Рашидовны

Артикуляционная гимнастика: основные упражнения

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК"

Улыбнуться. Пошлепать язык между губами - пя-пя-пя... Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать.

Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениям.

 "БЛИНЧИК"

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

 Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

"ЗАБОРЧИК"

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение , подергиваются - пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.

 "ЧИСТИМ ЗУБКИ"

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить"поочередно нижние и верхние зубы.

 Опять следуем за словесной инструкцией: язычок вверх - вниз, или следим за пальцем, движение выполнять только тогда, когда поступила команда.

 "КИСКА СЕРДИТСЯ"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

 Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательным пальцем.

 "ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА"

Ватку (мячик) положить на широкий язык. Дуть на зажатый между губами язык

(щеки не надувать).

Если щеки надуваются - пусть ребенок придерживает их ладошками.

Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК"

Улыбнуться. Пошлепать язык между губами - пя-пя-пя... Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать.

 Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениям.

 "БЛИНЧИК"

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

 Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

 "ДУДОЧКА"

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).

 Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы ребенка вперед.

 "ЧАШЕЧКА"

Улыбнуться. Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

 Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.

 "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"

Улыбнуться. Открыть рот.Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

 Если язык сужается - хорошо делать упражнение от Блинчика, если есть трудности в верхнем подъеме - намажьте верхнюю губу сладостью. Вкусно!

 "ПАРАШЮТИК"

На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме чашечки, прижатым к верхней губе, с дуть ватку с носа вверх.

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА «Л»

 "ОРЕШКИ"

Рот закрыт. Кончик языка с напряжениемпоочередно упирается в щеки.

На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

 Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

 "ПОЙМАЕМ МЫШКУ"

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Произнести "а..."

 и прикусить широкийкончик языка (поймали мышку за хвостик).

 Основное упражнение для постановки звука Л.

 "МАЛЯР"

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить,

 "покрасить" нёбо.

 Упражнение тренирует верхний подъем языка.

 "ЧАСИКИ"

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку,

переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.

 В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!

 «ОХОТНИК ИДЁТ ПО БОЛОТУ»

Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка

передними зубами и подуть.

 Упражнение помогает вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА «Р»

 "ИНДЮКИ БОЛТАЮТ"

Губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе).

 При трудности в выполнении - делать от Вкусного варенья, потихоньку увеличивая темп.

 "ЛОШАДКИ"

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

 Лучше всего это упражнение получается по подражанию.

 "ГРИБОЧЕК"

Улыбнуться, пощелкать языком  (как лошадки),  при щёлканье присосать широкий

язык к небу: это шляпка гриба,  а уздечка под языком - ножка.

 Рекомендуется детям с короткой подъязычной уздечкой, до счета 10 держите ножку гриба, только потом "срывайте". Если упражнение не получается, скажите ребенку, что это похоже на очень медленную Лошадку.

 "ГАРМОШКА"

Улыбнуться.Сделать "грибочек". Не отрывая языка открывать и закрывать рот,  зубы не смыкать.

Очень хорошо растягивается подъязычная уздечка.

"БАРАБАНЩИК"

Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами "д-д-д".

 Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.

 "ПАРАШЮТИК"

На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме чашечки,

прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Это упражнение вырабатывает сильную воздушную струю, которая необходима для шипящих и Р,РЬ.  

Артикуляционная гимнастика от Студии актерского мастерства

b21eb075b063ccb763a3950d6e595d8a.jpg

22 октября 2019 в 10:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.