Речевая гостиная учителя-логопеда Салимовой Ольги Рашидовны

Вкусная артикуляционная гимнастика

Игры-упражнения для губ:

Втягивать жевательную мармеладку-спагетти (червячки) в рот через вытянутые в трубочку губы.

Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. Необходимо стараться удержать мармеладку губами!

Сделать «усы», удерживая длинную мармеладку (соломинку) губами.

Ловить шарик (на верёвочке) губами, а затем с силой выталкивать, «выплёвывая» его.

«Бусинки».

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просить губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

Удерживать в губах пробку и произносить «пта-пты-пту…», «бда-бды-бду-бдэ…».

Стрелять пробкой губами.

 Игры-упражнения для языка:

«Облизывание тарелок».

Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, сгущенным молоком, мёдом и другими продуктами, которые не противопоказаны ребенку. Ребенок берет тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком. Также можно облизывать дольки апельсина, ананаса.

«Ах, как вкусно!»

Посыпаем липкую тарелку (от мёда) мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара и просим ребенка облизать поверхность тарелки, восклицая «Ах, ааам, как вкусно!»

«Рыбалка».

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребенку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой (узким) и дотронуться до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка, проговаривая «ааа». Выполнять нужно быстро и чётко.

«Вкусное варенье».

Намазываем ребенку губы вареньем, сливками и просим облизать их языком по кругу. Либо намазать только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье (сливки) с губы.

«Стрелочки».

Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребенок слизывает варенье по часовой стрелке.

«Жевательная резинка».

Даём ребенку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать нижнюю челюсть, работать языком, сглатывать слюни и т.д., то есть активизировать подвижные органы артикуляции.

«Жевательная конфета».

Ребёнок разжевывает жевательную конфеты, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, ребёнок отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

«Трубочка».

Ребёнок высовывает широкий язык, взрослый кладёт сладкую палочку по желобку языка (средняя часть языка) от середины до кончика делает ей небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем взрослый плавно проводит сладкой палочкой по средней линии языка и вынимает её изо рта.

Высунуть язык и подержать на нём соломинку как можно дольше.

«Сделай усы».

Удержать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

Соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.

«Чашечка».

Удержать витамину (шарик - конфету) на языке, как в чашке.

Двигать шарик (бусину) по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вправо – влево.

Двигать шарик (бусину) по вертикально натянутой на пальцах обеих рук верёвке языком вверх (вниз шарик падает произвольно).

Толкать языком шарик (бусину) вверх – вниз, верёвка натянута горизонтально.

Язык в виде «чашечки». Необходимо поймать шарик (на верёвочке) в «чашечку».

Рассказать скороговорки с шариком (держа руками верёвочку) во рту.

Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (сока, чая, компота) сильно высунут вперёд из широко раскрытого рта.

Язык – «ковш» с жидкостью плавно передвигается попеременно в углы рта и не оттягиваясь назад в рот.

22 октября 2019 в 09:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.