Речевая гостиная учителя-логопеда Салимовой Ольги Рашидовны

Артикуляционная гимнастика: что это такое и как её выполнять

Артикуляционная гимнастика

da8c8dd5c523698468c484276a176c66.jpg

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, щёк, нижней челюсти, мягкого нёба.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению звуков;

Чтобы преодолеть речевые нарушения;

Чтобы тренировать мышцы щек, губ, языка, мягкого нёба.

Как выполнять артикуляционную гимнастику?

· Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык.

· Интересней всего артикуляционную гимнастику проводить в виде сказки или со стихотворением. 

· Заниматься следует ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

· Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

·  Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

· Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

16 сентября 2019 в 11:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.